Хоть все тресни, но метро будет на этом месте
16 февраля 2005 года
Метростроевцы, правда, свою вину в разрушении памятника не признают: "Ивановскому монастырю 400 лет, и этим все сказано!". Служители и прихожане считают иначе: "Если бы не метро, старые стены простояли бы еще лет сто, а теперь нет уверенности, что они выдержат и месяц".
Как покушение на православные святыни восприняли многие прихожане Никольского собора и Ивановского монастыря неожиданное решение казанских властей летом 2003 года перенести станцию "Кремлевская" с Ярмарочной площади (где собирались ее строить изначально) вплотную к историческим памятникам: "Строить здесь метро - значит погубить храмы!"... На самом деле в администрации города меньше всего думали о всякого рода святынях и культурных ценностях, а больше беспокоились о том, как бы построить метро побыстрее да подешевле. В чиновничьих обоснованиях именно такого расположения станции метро "Кремлевская" говорится про удешевление строительства на 477 миллионов рублей, сокращение протяженности тоннелей на 500 м, а также удобную близость станции к улице Баумана, "насыщенной магазинами и развлекательными центрами".
Стройку запустили несмотря на робкие протесты Казанской епархии и с веселого одобрения комиссии российского минкульта, которую легко удалось убедить в том, что "мы и метро построим, и памятники сохраним"...
- Из всех зданий монастырского комплекса от строительства метро больше всего пострадала Введенская церковь. Первые трещины появились, когда начали забивать сваи у Никольского собора. А когда стали копать котлован возле нас, трещины пошли одна за другой, перекосились пол и двери... - рассказывает наместник Иоанно-Предтеченского монастыря игумен Нектарий. - Поскольку на момент начала строительства официальная экспертиза наших зданий не проводилась, метростроевцы отказались признавать, что здание церкви разрушается в результате действия строительных механизмов. И это при том, что днем здание заметно трясется, а ночью, когда работы идут особенно интенсивно, здесь просто все ходит ходуном. Почти год мы боролись за то, чтобы доказать руководству метрополитена, что Введенская церковь находится в зоне действия стройки. С большим трудом они это признали, но по поводу ремонта нам пока никто ничего конкретного не пообещал. А ведь реконструкцию надо начинать немедленно.
Нельзя сказать, чтобы, кроме отца Нектария и его прихожан, собирающих подписи под возмущенными петициями, о судьбе исторического памятника никто не беспокоился. Тем более что собственником зданий Ивановского монастыря является вовсе не монастырская братия, а государство в лице Минкульта РТ. Ему и пристало охранять архитектурную ценность.
В минкультовском управлении охраны памятников мне продемонстрировали целую папку бумаг под грифом "Ивановский монастырь". Здесь обращения в адрес казанского мэра Исхакова: "Аварийное состояние Введенской церкви без проведения необходимых мероприятий приведет к гибели памятника...", протоколы разных совещаний и "совещаний по итогам совещаний".
- Много слов я там слышал, но разумные слова - редко, - вздыхает по этому поводу отец Нектарий.
В отличие от минкультовских чиновников он уже перестал подшивать протоколы - что толку от этих бумаг, если ремонта в церкви как не было, так и нет. "Господь будет судить не по словам, а по делам". Хотя в минкульте считают, что толк от заседаний есть. Вот на последнем совместном совещании решили, что управление по строительству метрополитена закажет институту "Казгражданпроект" подсчитать объемы необходимых противоаварийных работ в Введенской церкви, их сметную стоимость, а после определения требуемой суммы метростроевцы обратятся в администрацию Казани с предложением о финансировании "спасательных" работ.
Однако при этом...
- Мы не признавали и не признаем, что монастырский комплекс разрушается по нашей вине. Влияние метро на этот процесс мизерное! - заявил корреспонденту "ВК" главный инженер управления по строительству казанского метрополитена Сергей Глухих. - Мы сделали все, что от нас требовалось - закрепили им фундамент, огородили котлован. Но там ведь монастырский холм сам по себе ползет, а здания находятся в страшном состоянии, потому что веками не ремонтировались. Если не принять серьезных мер, церковь действительно может рухнуть на головы прихожан. Но при чем же здесь метро? Мы просто стали последним штрихом, который привлек к архитектурному памятнику должное внимание.
Конечно, метростроевцы всеми силами стараются сейчас откреститься от "лишних" проблем. Но в одном они правы: если архитектурные памятники не реконструировать веками, они действительно попадают нам на головы и без всякого метро. Сколько выделяется денег на охрану федеральных памятников и куда они уходят - вот вопрос. Ведь если изначально к 1000-летию Казани планировали отреставрировать 19 православных памятников-храмов, то в итоге весьма скромная сумма досталась лишь Петропавловскому собору. Забавно, что организация, получившая заказ на ремонт, приступив к освоению средств, изготовила строительные леса из... дорогущих половых досок.
- О деньгах очень много говорят, но на самом деле обыкновенный, простой капремонт можно сделать вообще без денег, - считает игумен Нектарий. - Нужны только стройматериалы, которыми сейчас завалены в Казани все склады, рабсила и желание.
Ольга МАЧНЕВА "Вечерняя Казань"